«Для властей показатель «общей безработицы» — terra incognita...»
Валентин Катасонов


Жанр исторического кино стал самым востребованным в России. Об этом рассказал гендиректор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский рассказал на встрече со студентами Плешки («Первая академия медиа» РЭУ им. Г.В. Плеханова).
Кроме того, россияне полюбили фильмы для семейного просмотра и заинтересовались своим личным прошлым — изучением истории собственных бабушек и дедушек, и пра-пра…
С чем связан интерес к истории предков, свободной прессе рассказал социальный психолог Александр Черников.
Александр Широкорад: «Хроники…» Кончаловского — даже соврать как следует не смогли
Революционная братва из «исторического сериала» близка и понятна тем, кто помнит «лихие 90-е»
— Кино во все времена делилось на авторское, которое как бы не для всех и не всеми понимаемо и воспринимаемо (фильмы Андрея Тарковского, например), и фильмы для широкой публики или для массового зрителя. В свою очередь, массовый зритель тоже неоднороден и смотрит разное. Поэтому и фильмы для широкой публики создавались разные — для разной возрастной и целевой аудитории и разножанровые. Естественно, не следует забывать, что фильмы могут также создаваться в соответствии с общественно-политическим и социальными запросами, применимыми к конкретной исторической или социальной ситуации.
Этим последним фактором как раз и можно объяснить интерес к историческому контенту. При этом стоит отметить, что исторические фильмы воспринимаются зрителем двояко. Фильм может быть привязан к конкретной исторической эпохе, но основная идея фильма может быть, например, направлена исключительно на захватывающий сюжет. Крайним проявлением такого направления были в свое время американские вестерны. У нас, кстати, также снималось подобное кино, например, «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неуловимые мстители»…
«СП»: Но если верить ИРИ, сейчас в России смотрят не вестерны…
— Исторический фильм может нести посыл именно своей историко-идейной фабулой. Это фильмы, связанные с реконструкцией реальных исторических событий наших предков. Это фильмы о войне, об освоении космоса, о крещении Руси. Такие фильмы могут быть и о конкретных исторических личностях: о Петре Первом, о великих ученых, о выдающихся спортсменах.
Все подобные картины объединяет наличие в них пропагандисткой составляющей, которая в той или иной форме доносит до зрителя определенную социальную идею. Например, требуется поднять чувство патриотизма — создаются фильмы о войне историко-героической направленности, пропагандирующие единство народа в борьбе с захватчиками.
Со стороны зрительской аудитории интерес к таким фильмам объясняется размытостью или отсутствием социально-идеологических ориентиров, скреп, цементирующих общество и дающих им веру, идею, цели и смыслы. Если это всё неопределенно или туманно, то человеку трудно жить, он не понимает, для чего жить, куда стремиться, чего можно достигнуть в этой жизни, чего можно ожидать от общества и что для этого надо обществу дать. Исторический пример может хоть как-то человека в этом сориентировать.
«СП»: В исследовании ИРИ говорится, что на втором месте после исторических — семейные фильмы.
— Семейные фильмы любимы были всегда. Особенно возрастает интерес к ним в праздники и каникулы. Именно в эти периоды дети и родители объединяются общим свободным временем, которое надо как-то использовать. Самое простое — это сходить в кино. Но именно на такое кино, которое было бы интересно смотреть всей семьей, и чтобы оно понравилось всем.
И конечно, такое кино тоже что-то пропагандирует. Это семейные ценности, ценности единения для достижения какой-то высокой цели, для взаимопомощи, для укрепления взаимопонимания и коммуникации в сообществе «отцы и дети». Такие картины позволяют членам одной семьи по-новому посмотреть друг на друга, больше друг друга ценить и любить. Обычно это — добрые картины с обязательным счастливым финалом.
Детские фильмы представлены в большинстве своем сказками. Причём не чем-то новым, а переосмыслением и осовремениванием старых сказок: «Чебурашка», «Летучий корабль», «Огниво», «Бременские музыканты».
Диснеевских сказок нет — смотрим наши.
Но тут уместно было бы заметить, что, например, в СССР снимались не только сказки для детей. Снималось множество фильмов непосредственно о детях: об их жизни, их интересах, о первой школьной любви, о детской дружбе, о детских драмах и успехах, об их взаимоотношениях с родителями и другими взрослыми. Как правило, воспитательный потенциал таких фильмов был очень высок, и дети смотрели их не только, чтобы развлечься, но и чтобы над чем-то подумать, возможно, что-то поменять в своей жизни. Подобные киноленты выполняли также функцию подготовки молодого поколения к вступлению во взрослую жизнь с ее особенностями и правилами. И вот таких фильмов сейчас я что-то не наблюдаю. А жаль! Думаю, современным детям и подросткам таких фильмов очень не хватает.
«СП»: Что вы можете сказать о возникшей в последние годы традиции изучать историю своих личных предков?
— Почти каждый человек рано или поздно сталкивается с выбором жизненных целей. Интерес к истории, к своим корням, к генеалогии сейчас вызван дефицитом основ, отсутствием реальных идейных ориентиров. В современной жизни явных, очевидных и значимых ориентиров нет.
Вернее, они есть — например, «живи в удовольствие» — но они, скорее, разваливают общество и общественную мораль, чем цементируют. Поэтому люди пытаются найти что-то, что бы сплачивало, а не растаскивало — в прошлом государства, прошлом нации, прошлом семьи. При этом человек, интересующийся прошлым социума, в котором живет, пытается, как бы продлить линию рода, получить основополагающее направление в жизни, ориентиры для продолжения социально-семейной смысловой жизненной линии. Получается смысловая жизненная пролонгация.
Увы, но это не самый лучший вариант поиска смысла жизни. Жизнь динамична и изменчива. Невозможно вот так, механистически перенести прошлые жизненные цели на современность. Многое изменилось и подчас что-то из прошлого, чем гордились и восхищались предки, сейчас устарело и уже не может привлекать новые поколения.
Возможно, это будет сказано несколько цинично, но, не умаляя наших заслуг в прошлом, нельзя бесконечно гордиться победами и достижениями предков. Да, они многого добились, многих победили и многого достигли, но нужны ориентиры из современности. Нужно что-то из современной жизни, чтобы нынешние поколения могли их примерить на себя, прочувствовать, как нечто, к чему они причастны.
Говоря образно, чтобы поднимать дух, нужны победы сейчас, а не оглядка на героические победы дедов и прадедов в прошлом.
Психологически человек и весь социум ориентирован в будущее. Невозможно воспроизвести созидательную мотивацию, все время оглядываясь назад и ничего не видя рядом, — резюмировал Александр Черников.
«А чтоб чужие не ходили»: «Щелкунчик» вновь взвинтил цены на билеты, 45 тыс. за кресло
Культура все больше превращается в роскошь, доступную лишь публике с толстым кошельком
Председатель Русского литературного общества, руководитель спецпроектов «Литературной газеты» Александр Чистяков высказал «Свободной Прессе» своё мнение об увлечении историей страны и своей семьи:
— Массовое увлечение историей — тенденция не новая. Мы в «Литературной газете» заметили это давно, когда наша историческая рубрика «Настоящее прошлое» стала особенно популярна у читателей.
Кстати, на книжном рынке уже лет 10 самым популярным жанром стали «попаданцы», это когда герой попадает в прошлое. Тему эту еще Марк Твен начал, но массовой она стала именно в 21 веке. Причем у нас в России половина таких романов посвящено Великой Отечественной войне.
СМИ вообще сыграли в этом заметную роль. Как только на западе начали переписывать историю, появилось много статей, телепередач направленных на борьбу с искажением истории.
Мы ведь народ такой — чем больше нам врут, тем усерднее мы пытаемся докопаться до правды. А как проверить истину, не имея доступа к архивам? Естественно, через историю своей семьи. Я сам бабушку расспрашивал, как она пережила войну, как работала на заводе, что думает про Сталина… Много интересного узнал.